Пресс-Центр ⁄ Администрация Куяновского сельского поселения

Информация от Росреестра

Информация от Росреестра

Чем может грозить сдача в аренду здания не в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка под ним?

Собственников здания могут штрафовать из-за нецелевого использования участка под ним.

Примером служит случай, когда организацию оштрафовали на 700 тыс. руб. за сдачу в аренду части помещений в ее здании.

Казалось бы, что может препятствовать собственнику здания свободно им распоряжаться? Проблемой стало целевое назначение участка под зданием. Если участок отведен, например, под эксплуатацию зданий для научно-производственных целей, никаких магазинов, офисов и салонов красоты в здании быть не должно.

Позицию некоторых судов о том, что использование всего здания целиком должно соответствовать назначению земельного участка, поддержал Верховный Суд Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 21.10.2019 № 308-ЭС19-10562).

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а также принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли за плату, за исключением случаев, установленных законами и законами субъектов Российской Федерации, с подпунктами 5 и 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса отнесены к основным принципам земельного законодательства.

Передача в аренду части помещений в здании касается не только вопроса об использовании такого объекта недвижимости, но и земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен. Нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Таким образом, передача в аренду части помещений в здании является не только вопросом использования такого здания (помещения), но и земельного участка, на котором оно расположено.

Нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствует исключение в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Передача в аренду части помещений в здании под объекты торговли и предприятий сферы обслуживания населения влечет за собой изменение функционального назначения здания. Соответственно, использование здания в целях осуществления иной деятельности влечет использование земельного участка, на котором расположено здание, не в соответствии с установленным видом разрешенного использования этого участка.

При этом разные виды разрешенного использования земельного участка влияют и на плату, установленную в отношении земельного участка, в частности на кадастровую стоимость и ставку земельного налога.

Таким образом, использование помещения (помещений) в здании, расположенном на земельном участке, для видов деятельности, не предусмотренных видом разрешенного использования земельного участка, на котором такое здание расположено, влечет нарушение требований, установленных статьей 42 Земельного кодекса РФ, и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

За совершение данного нарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Проведение мероприятий по обследованию пунктов государственной геодезической сети

Геодезический пункт – это инженерная конструкция, закрепляющая точку земной поверхности с определенными координатами. Геодезические пункты используют для кадастровых, геодезических, землеустроительных работ и в производстве инженерно-геодезических изысканий при строительстве.

В целях обеспечения актуального учета, а также сохранности пунктов государственной геодезической сети (далее - ГГС) Управлением Росреестра по Томской области в 2020 году в плановом порядке проведены работы по обследованию состояния 30 геодезических пунктов.

Способ обследования пунктов ГГС, включает в себя сбор информационных материалов о местонахождении пункта ГГС и об его характерных внешних признаках, определение местоположения пункта ГГС на местности, его идентификацию, как пункта ГГС, фиксирование изображений района местонахождения пункта ГГС и его состояния, документальное оформление результатов обследования пункта ГГС.

По результатам обследования выявлено, что у большинства пунктов ГГС сохранились рабочие центры. Данные пункты пригодны для работы. Однако, внешнее оформление почти всех пунктов утрачено, пирамиды спилены, окопка заросла растительностью, что затрудняет поиск пунктов ГГС на местности.

Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением – влечет наложение административного штрафа, в частности:

- на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Управление Росреестра по Томской области уведомляет собственников земельных участков о наличии на их территории пунктов государственной геодезической сети.

Населению необходимо внимательно относиться к пунктам ГГС, избегать ситуаций допускающих их повреждение и уничтожение. Сохранность пунктов государственной геодезической сети является одним из инструментов, позволяющим повысить как качество проводимых кадастровых работ, так и качество государственного кадастра недвижимости.

 

Изменения в законодательстве в отношении прекративших свое существование объектов недвижимости.

Лид: С 13 июля 2020 года начал действовать Федеральный закон от № 202-ФЗ, который внес изменения в ряд федеральных законов, в том числе расширил перечень лиц, которые могут обратиться за осуществлением учетно-регистрационных действий в отношении прекратившего свое существование объекта капитального строительства.

С 13.07.2020 начал действовать Федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ, который внес ряд изменений, в том числе в законодательство о государственной регистрации недвижимости.

Закон расширил перечень лиц, которые могут обратиться за осуществлением учетно-регистрационных действий в отношении прекратившего свое существование объекта капитального строительства.

Ранее в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) было закреплено, что с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объектов недвижимости и (или) государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости может обратиться только собственник указанных объектов недвижимости.

Теперь это право предоставлено также собственнику земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, либо, в случае его отсутствия, органу государственной власти, органу местного самоуправления, но только в тех случаях, когда собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица).

 

На земельном участке запланировано проведение проверки, каковы последствия если не пустить госземинспектора на свой земельный участок?

За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок статьей 19.4.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 2 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

 

13.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 202-ФЗ) (за исключением указанного в его пункте 6 статьи 1 положения).

Законом № 202-ФЗ внесены изменения в ряд нормативно правовых актов. В частности:

1) в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации):

в статье 15 (п.п.4.1, 4.2 ч 1, п.2.1., 2.2 ч.2) Закона о регистрации расширен перечень лиц, которые могут обращаться с заявлением об осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с прекращением существования зданий, сооружений, помещений или машино-мест в них, объектов незавершенного строительства, единого недвижимого комплекс;

2) в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ), согласно которым:

запись о залоге земельного участка, принадлежащего застройщику на праве собственности, либо залоге права аренды или субаренды земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, построенный (созданный) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, если этот земельный участок образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в указанном многоквартирном доме после регистрации права собственности на такие помещения, погашается органом регистрации прав без соответствующего заявления одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета данного многоквартирного дома; при направлении органом регистрации прав межведомственного запроса в целях получения информации об образовании земельного участка в указанных границах, запись о залоге погашается в Едином государственном реестре недвижимости в течение одного рабочего дня со дня поступления ответа на направленный межведомственный запрос (пункт 5 статьи 1 Закона № 202-ФЗ). (Также статьей 2 Закона № 202-ФЗ соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».);

застройщик имеет право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права

собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства (после передачи застройщиком участнику долевого строительства по правилам, предусмотренным статьей 8 Закона № 214-ФЗ, такого объекта и постановки его на государственный кадастровый учет) и указанного в пункте 3 части 11 статьи 48 Закона о регистрации передаточного акта (иного документа о передаче объекта долевого строительства); в таком случае:

- застройщик после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства обязан передать собственнику выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства;

- подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется, и данный участник после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав, посредством обращения в один из офисов приема Томского областного многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг, подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве для совершения на нем специальной регистрационной надписи (пункт 8 статьи 1 Закона № 202-ФЗ).

Государственная пошлина за совершение специальной регистрационной надписи в таком случае не взимается, поскольку заявление о государственной регистрации прав не подается, регистрационное действие не осуществляется.

 

Для чего нужны правила землепользования и застройки?

Итак, что же это такое правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ)? ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. ПЗЗ утверждаются актами органов местного самоуправления. ПЗЗ устанавливают перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства.

Действующим законодательством определена необходимость внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон в соответствии с утвержденными ПЗЗ. Обязанность по предоставлению данных сведений в орган регистрации прав возложена на органы местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия.

Проще говоря, из ПЗЗ граждане могут узнать, где на территории муниципального образования можно строить жилые дома, где должны размещаться социальные объекты, например, школы и больницы, а где возможно строить торговый центр или автосервис. Также в ПЗЗ четко установлены зоны, в которых запрещено капитальное строительство.

ПЗЗ значительно упрощают и ускоряют решение вопросов по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков. Для изменения вида разрешенного использования правообладатель земельного участка может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменения, указав в заявлении необходимый вид разрешенного использования, без приложения дополнительных разрешений и согласований со стороны органов власти, в случаях, установленных действующим земельным и градостроительным законодательством.

Как быть, если в ПЗЗ нет необходимого вида разрешенного использования? Нужно обратиться в орган местного самоуправления и в ПЗЗ могут быть внесены изменения. В целях внесения изменений в ПЗЗ, в том числе, однократного изменения видов разрешенного использования земельных участков, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка заключения комиссии не требуются. При этом должны соблюдаться следующие условия – по установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (установленные градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны) допускается однократное увеличение параметров не более, чем на 10%.

Таким образом, качественно подготовленная градостроительная документация, ПЗЗ упрощают и ускоряют процесс государственного кадастрового учета, направлены на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.